Главная » Статьи » Школа родителей » Советы и памятки |
Чем полезен пересказ? Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить. Пересказ является простым заданием. Требуется внимательно текст прочитать запомнить его и своими словами рассказать. Однако многим ребятам эта работа с трудом дается. Можно назвать наиболее распространенные проблемы, которые с этим связаны. Прежде всего, это непоследовательность рассказа. Фактические ошибки (здесь имеется в виду искажение имен персонажей и рассказ о событиях, не упоминающихся в тексте). Смешение подробного и краткого пересказов (одна из частей текста слишком сжато пересказывается, а другая – слишком детально). Ошибки в речи (неправильное использование слов, тавтология, нарушение в предложениях связи слов) Цель пересказов – научить ребенка избегать ошибок, разнообразить и обогатить речь, а также приучить его к точности изложения и к последовательности. В большинстве случаев, учителя почти не инструктируют школьников пересказом, при этом ограничиваясь лишь формулировкой задания. Например: «Пересказать страницы с двадцатой по двадцать первую». Однако у всех ребят совершенно разные уровни развития речи и опыт выступлений. Также отличаются спецификой память, мышление и восприятие. В результате не каждый ребенок может без помощи подготовить пересказ. Более того, неудачный опыт, который приобретен на уроке при пересказе, может плохую службу сослужить – вызвать отрицательное отношение к таким занятиям и сомнение в своих возможностях. В младших классах, как правило, предлагаются для пересказа два типа текстов. Первым является рассказ-описание. В подобных текстах очень мало событий, однако огромное количество эмоционально окрашенных словосочетаний и образных выражений. Целью подобного пересказа является расширение и обогащение словарного запаса ребенка. В процессе подготовки пересказа такого текста надо обязательно делать акцент на словах, которые в переносном значении употребляются, сравнительных оборотах и многозначных словах. Для того чтобы полученные знания закрепить, очень полезна такая игра, как «Что похоже на что». Ее самой простой вариацией является сравнение с предметами формы облаков. Сравнительные обороты и образные выражения, которые в тексте пересказа встречались, напоминать можно в повседневной жизни. Например, на золотые монеты похожи осенние листья, слезы напоминают дождь, а солнышко как будто нам всем улыбается. Другой тип текстов, которые часто для пересказа предлагаются – это описание определенных событий. Как правило, для пересказов даются такие тексты, в которых число диалогов к минимуму сведено. У школьника имеется возможность, прежде всего, потренироваться передавать речь другого человека. Также важно правильно рассказывать о последовательности событий. В таких текстах для расширения запаса слов могут понадобиться слова, которые описывают психологическое состояние людей и зверей. Показать малышу, что полученные навыки пересказа полезны и актуальны, вы можете, предлагая вспомнить ему, к примеру, на кого из персонажей похож внешне какой-либо прохожий, а также предложить самостоятельно составить рассказ о каком-либо запомнившемся событии. Напоминайте малышу, какие меткие и интересные выражения в пересказываемых текстах он встречал. Дайте ему почувствовать, что словарный запас является очень мощным инструментом, который помогает добиться понимания с окружающими. Использовать пересказ в качестве средства для развития речи может помочь простая памятка. Текст памятки надо крупно переписать на карточку. Постарайтесь какое-то время ребенку помогать в выполнении каждого пункта памятки. | |
Просмотров: 1367 | |
Всего комментариев: 0 | |